Срочная необходимость проработки законодательного регулирования продуктов, основанных на технологии больших данных, возникла в том числе на основании послания президента России от 15 января Федеральному Собранию, рассказал «Известиям» председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев.
При использовании технологий больших данных, искусственного интеллекта и интернета вещей в ряде случаев осуществляется обработка массивов обезличенных данных. Именно поэтому в законодательстве стоит разграничить две основные группы обезличенных данных, сказал Журавлев.
Во-первых, собственно обезличенные данные, которые, сохраняя связь с физическим лицом, продолжают оставаться персональными данными.
Во-вторых, данные, которые в результате их обработки необратимо утратили такую связь и тем самым перестали быть персональными данными («анонимные данные»).
«Для входа на этот сегмент рынка, а также понимания «подводных камней» как российским, так и иностранным компаниям необходимы правила игры. Законы должны оградить бизнес от рисков злоупотребления надзорах органов в данной сфере», — подчеркнул эксперт.
По его словам, обеспечить единые правила игры поможет изменение федерального закона «О персональных данных». При этом предложенный Минкомсвязью законопроект вносит изменения только в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите данных».
В свою очередь, директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Александра Орехович заявила, что по сути законопроектом только устанавливаются понятия больших данных и их обработки, а всё остальное относится на уровень правительства.
При этом в пояснительной записке законодатель подчеркивает, что «целями законопроекта являются правовое обеспечение деятельности по обработке больших данных».
«Однако представленный законопроектом подход, при котором дается только ряд определений и устанавливает, что все «правовые основания, права и обязанности операторов больших данных, порядок и условия обработки больших данных» и иное устанавливается не на уровне закона, а правительством, очевидно не сможет способствовать достижению цели урегулирования оборота данных», — заключила эксперт.